СТАТЬЯ
КТО ТАКОЙ ПОДРОСТОК И ЧТО В НЁМ ПРОИСХОДИТ
Дата публикации: 06.06.2024
Подросток - это такой особый тип людей 12 - 18 лет, уже не ребёнок, ещё не взрослый.
Как чувствует себя Подросток?
С чем сталкивается? С давлением. Снаружи и изнутри одновременно.
Представьте себя на месте Гагарина во время первого полёта в космос: двигатели работают на полную мощность, старт, разгон, ракета трещит по швам, перегрузки делают тело и разум неуправляемыми (поэтому управление и передается автоматике, в нашем случае, инстинктам). И несётся ракета куда? Правильно, в неизвестность.
Как ощущения? Вероятно, не самые приятные. Так чувствует себя Подросток внутри своего организма-ракеты, который летит в это неизвестное взрослое будущее.
Как понять, что у Ребёнка начался Пубертат?
По мере взросления, Ребёнок может начать вести себя не так, как мы привыкли. В чём это может выражаться? Рост конфликтности и бунтарства. Обнуление нашего авторитета, ссоры, непослушание, хамство. Часто снижается школьная успеваемость, начинаются прогулы. Из-за физиологических изменений у Подростков часто сбивается режим сна, даже те, кто раньше был "жаворонками" становятся "совами". Из-за внутреннего напряжения они часто уходят с головой в гаджеты. Начинается период первых романтических отношений, конфликтов. И, конечно, со стороны Подростков часто начинаются требования большей свободы и самостоятельности. Они меньше обсуждают с нами свою жизнь, становятся более закрытыми, менее тактильными.
Конфигурация этих проявлений может быть разной, но каждое из них - сигнал о начале полового созревания и взросления Подростка.
Как мы чаще всего реагируем на эти изменения?
Кажется, мы начинаем терять контроль над ситуацией, а мир всё более непредсказуем. Выход? Только один: контроль. Желательно, тотальный! И тут мы вступаем на тропу войны, в конфликт: кто кого. Догадываетесь, кто побеждает чаще? Конечно, мы. Мы сильные, смелые, знающие жизнь, а "этот сопляк пороху не нюхал". В нас просыпается неистовый диктатор, раздающий приказы, что должен хотеть, что должен делать, а в идеале, что должен хотеть делать Подросток (учиться, учиться и ещё раз учиться!). Дальше можно продолжить: хорошо учиться, быть послушным и выполнять мои предписания (#яжлучшезнаю), желательно беспрекословно. И точка. А! Ещё и быть жизнерадостным и счастливым. Вот теперь точка.
Версия вторая: "да гори оно всё синем пламенем!" (читай "само рассосётся").
Последствия
Ответ на этот вопрос кроется в Третьем законе Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Чем сильнее наш контроль, тем мощнее сопротивление. Чем больше запретов, тем изящнее будут решения Подростков по их обходу с обязательной дегустацией запретного плода. Далеко ходить не надо - вспомните свою реакцию в подобных ситуациях. Механизм один.
В итоге,чрезмерное давление и попытки жесткого контроля со стороны усиливают напряжение и конфликты в Семье.
А Ваша цель какая? Чтоб выжил, желательно, был здоров, а конечная, чтобы умел выживать в этом мире без нас, то есть самостоятельно.
Упс... Кажется, цель и методы вошли конфликт, не так ли? Что делать?
Решение
Решения всегда лежат в двух плоскостях. Первая: прекратить делать то, что не ведёт к нужному результату. Вторая - начать делать то, что к результату ведёт.
Первый шаг. Важно перестать воспринимать Ребёнка Ребёнком. Внутренне отойдите подальше, разлепитесь, посмотрите на него сторонними глазами: какой он? про что? как проявляется? чем интересуется? какие у него есть таланты? И если все ответы отрицательные, идите, собирайте обратную связь у других про Вашего Подростка, пусть расскажут, каким его видят, в чём его сила, а где зоны роста. Станьте исследователем, изучающим новый интересный, ранее неизвестный науке вид человека Homo Podrosticus!
Второй шаг. Новый стиль коммуникации. Не сверху вниз, как мы привыкли (хотя рабочая схема была!), а на равных (о, ужас!). Ну ужас, но не ужас-ужас-ужас. Станьте для Подростка старшим Партнёром, с которым вы ведёте общий бизнес. Представьте, что делегировали Подростку целый филиал с кучей подразделений, которыми важно научиться сбалансированно управлять. По большому счёту, важно научить управлять своей жизнью. Как учимся водить автомобиль: сначала теория, затем практика под присмотром и со вторым комплектом педалей у инструктора, а потом уже в город.
А обучение строится по принципу навигатора: видим точку А, где мы сейчас, выбираем точку Б, задаём координаты и сопровождаем в пути, давая обратную связь по направлению движения и знакам на дороге.
В чём главная фишка? В том, что точку Б выбирает сам Подросток, а мы присматриваем, что она лежит в стратегически верном направлении, и дорога будет усиливать важные качества характера и развивать полезные для жизни навыки для самостоятельного выживания Ребёнка в этом мире без нас.
Третий шаг: поддержка, поддержка и ещё раз поддержка (вместо по шапке, по шапке и ещё раз.... ну, вы поняли). Наша поддержка при принятии собственных решений Подростком, при победах и поражениях, всегда. Вы должны принять безоговорочное решение, на чьей вы стороне. И не на словах. Внутри и на деле.
Об особенностях подростковой психологии и физиологии мы ещё будем говорить в следующих выпусках.
А пока, спросите Подростка про его ощущения? Воспользуйтесь поводом проявить интерес и завязать душевную беседу. Только без оценок, ладно?
Автор: Светлана Левинская, ваш семейный Навигатор для перехода Подростка из детства во взрослость
Читайте
Другие статьи
наши контакты
Сделаем процесс Взросления Вашего Подростка управляемым
© 2024 ИП Левинская С.И. Все права защищены.